Меню
АссамблеяАрхивПубликацииО проектеКонтакты
РУ / EN

24 Июля 2021
Суббота 16:00
Двадцатые. Поиск утраченного языка

На протяжении всего развития современного искусства в разные периоды происходит реактуализация различных эпизодов его истории. При этом можно говорить не столько о заимствовании, сколько о конвергенции. То есть о ситуации, когда две самостоятельные художественные системы, одна из которых актуальна, а другая - исторична, активно взаимодействуют. Первая отбирает из художественно-функциональных особенностей второй те, которые соответствуют ее семантическим и прагматическим запросам, тем самым переписывая историю искусства, сообщая ей новое значение.

В академической среде уже начиная с послевоенного периода начал происходить процесс переоткрытия искусства 1920-х годов. Параллельно с этим сначала западные, а затем позднесоветские неподцензурные художники и художницы (Годар, Маркер, Пазолини, лианозовцы, С. Сигей, Ры Никонова и др.), начали переосмыслять наработки практик и теорий пореволюционной эпохи.

Процессы, подобные конвергенции, мы наблюдаем и на примере многих проектов, возникающих на протяжении 2010-х и в начале 2020-х годов. Только тут мы можем наблюдать уже чуть более сложный процесс: в качестве взаимодействующих систем выступают не только художественные практики постреволюционной эпохи, но и открытия из области гуманитарной науки, философии, психологии и физиологии того времени.

В нашей новой дискуссии из двух частей мы хотим предложить поговорить о том, как сегодня происходят эти процессы взаимодействия с наследием 1920-х.

Сегодня, как и на рубеже 10-х–20-х годов 20-го века, мы можем наблюдать примеры, когда основным предметом искусства становится жизнь в самых ее различных формах, до того с искусством не ассоциировавшихся – практики, мыслившиеся как сугубо статические и замкнутые в строго ограниченных пространствах, выходят на улицы, пытаясь переприсвоить городскую среду, и становятся процессуальными, размывая границы между пространством искусства и пространством не-искусства.

В первой части дискуссии на примере ряда проектов мы можем увидеть, как реактуализируются и переосмысляются раннесоветские практики социального театра: массовые шествия, режиссированные Евреиновым, Анненковым и др., хоровая декламация, первомайские демонстрации и спортивные парады.

Идея дискуссии и модерация:

Антон Рьянов
Художник, куратор художественных и инклюзивных проектов, филолог, соорганизатор проекта «Диалоги в пространстве»

Егор Рогалев
Художник, куратор, участник рабочей группы «Ассамблеи»

Участники и участницы

Настя Дмитриевская
Художница, исследовательница, соосновательница медиа-активистского объединения «Кафе-мороженое»

Алла Митрофанова
Одна из создательниц киберфеминистского интернационала. Авторка текстов о теории технологически опосредованной культуры, кураторка философского кафе

Николай Олейников
Художник, музыкант, куратор, участник группы «Что Делать», со-инициатор и тьютор Школы Вовлеченного Искусства, со-инициатор Майского Конгресса Творческих Работников

Марина Симакова
Исследовательница общественно-политической мысли